В связи с перечисленными австрийскими документами напомним, что о русской торговле идет речь и в грамоте, данной венгерским королем Имре (1196—1204) монастырю в Эстергоме 1198 г. Известно о существовании в Киеве в первой половине XIII в. католического монастыря св. Марии; он был, вероятно, дочерней обителью ирландской монашеской конгрегации в Баварии и Австрии, первый храм которой в этих землях — собор св. Иакова в Регенсбурге, кстати говоря, был достроен на средства, предоставленные киевским княжеским семейством. Наличие в крупных торговых городах Древней Руси католических храмов не было, очевидно, редкостью. Известно, например, о Готской (т. е. принадлежавшей корпорации готландских купцов) церкви св. Олафа и немецкой церкви св. Петра (основанной, вероятно, в 1192 г.) в Новгороде. В договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом от 1229 г. упоминается «латинеская церкви» или «немецкая Богородица», «немецкая божница», остатки которой в виде типичной для североевропейской церковной архитектуры XII в. ротонды археологи датируют второй половиной (вероятно, 70-ми гг.) XII в.241 Характер этих сведений ясно показывает, что возникновение латинских храмов связано с постоянным присутствием западноевропейского, и особенно немецкого, купечества в Новгороде и Смоленске. Не был исключением и Киев. О постоянно проживавших здесь регенсбургских купцах узнаём, в частности, из записи 1179 г. во вкладной книге регенсбургского монастыря св. Эммерама, в которой упоминается некий «Хартвик, живущий в стране Руси, в городе под названием Киев», который передает монастырю причитающиеся ему от его должников 18 фунтов серебра242. Поэтому едва ли подлежит сомнению, что в Киеве также существовали латинские храмы, которые и имел в виду новгородский летописец, говоря, что в 1203 г. при разграблении Киева войсками Рюрика Ростиславича «гости, иноземьця вьсякого языка, затворишася в церквах, и вдаша им живот»243. Возможно, остатками одной из них является открытая археологами в 1975—1976 гг. киевская ротонда, датируемая, как и ее упомянутый выше смоленский аналог, второй половиной XII в.244 Вместе с тем сведения о наличии в Киеве, кроме того, еще и католического монастыря соответствий для других городов Руси не имеют. В составе сочинения английского хрониста середины XIII в. Матвея Парижского сохранилось сопроводительное послание аббата бенедиктинского монастыря св.