По словам летописца об Андрее Боголюбском, «приведе ему Бог от всех земель масте-ры» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 351); из каких именно земель прибывали мастера во Владимир, разъясняет похвала ростовскому епископу Иоанну по поводу обновления им суздальского Успенского собора в 1194 г.: «.а иже не ища мастеров от немець, но налезе мастеры от клеврет святое Бо-городици и своих» (Там же. Стб. 411). В этой связи в науке принято с доверием относиться к известию В. H. Татищева (История Российская. Т. 3. M., 1964. С. 245—246, примеч. 485; С. 253, примеч. 547), будто мастера были присланы от императора Фридриха Барбароссы. Но даже если так, можно ли усматривать здесь непосредственные контакты между Фридрихом I и Андреем Юрьевичем? В манере строительной артели, работавшей над Рождественским собором Боголюбова, Успенским собором во Владимире и церковью Покрова Богоматери на Нерли, улавливается также и отчетливое галицкое влияние (Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. С. 180), а это позволяет думать, что немецкие мастера прибыли в Суздальскую Русь из Галича, подтверждая тем самым еще раз политическую близость этих княжеств.Первоначально этот энколпион содержал частички мощей, привезенных из Святой Земли и Царьграда, и потому иногда именуется в литературе «Иерусалимским крестом»: Шляпкин И. А. Русский крест XII в. в г. Гильдесгейме // Вестник археологии и истории, изд. имп. С.-Петербург-