Большинство событий русской истории, о которых говорят саги, приурочено ими как раз к Новгороду, а не к Киеву. Безусловно, варяги, и среди них особенно шведы, были прекрасно осведомлены как о политических, так и о торговых взаимоотношениях между Новгородом и Киевом и хорошо различали эти оба города. Но, к сожалению, до нас не дошло почти никаких сведений из шведских источников. Только в двух шведских рунических надписях конца XI в. упомянуто имя Новгорода. В одной, из Эста (Esta)148 в Сёдерманланде, сказано: «Ингифаст велел вырубить камень по Сигвиде, отце своем. Он пал в Гольмгарде, начальник корабля вместе с моряками». Вероятно, этот Сигвид был богатым купцом, погибшим в Новгороде вместе с экипажем своего корабля. Точных обстоятельств его смерти мы не знаем.
Другая надпись интереснее по своему содержанию. Она найдена в Sjustad149, в провинции Упланд, и гласит следующее: «Руна велела соорудить памятник по Спиальбоди, и (по) Свейне, и по Андивите, и по Рагнаре, сыновьям своим; и Энгла и Сигрид по Спиальбоди, домохозяине своем. Он умер в Гольмгарде, в (церкви? — дружине? — заливе?) Олафа. Уббир писал руны». Надпись эта была сделана по поручению Руны, матери некоего Спиальбоди, и его двух жен, Энглы и Сигрид. Двоеженство было в эту эпоху в Скандинавии явлением нередким150. Нас интересует по преимуществу вторая часть текста. В ней сказано, что Спи-альбоди пал в Новгороде, причем надпись дает довольно точное указание места его гибели: i olafs kriki. К сожалению, нельзя определенно установить, что означает слово kriki (церковь? — дружина? — залив?). Скорее всего это «церковь». Тогда выходит, что Спиальбоди пал в церкви св. Олафа. Норвежский король Олаф, впоследствии причисленный к лику святых, был в Новгороде в начале XI в. (в 1029—1030 гг.), а наша надпись показывает, что, может быть, уже в конце этого столетия в Новгороде была выстроена церковь в честь св. Олафа. Церковь св. Олафа упомянута и в вышеприведенном ганзейском документе 1269 г.: curia Gotensium cum ecclesia et cimiterium St. Olavi. Известно, что в Новгороде варяжская церковь и торговая контора составляли одно целое: укрепленный (готланд-ский) двор для приезжих гостей — торговцев (Бережков. О торговле Руси с Ган-зой, 59, 136). Вероятно, Спиальбоди пал при защите этой варяжской торговой конторы и церкви св. Олафа при ней.