Но что такая форма когда-то была в употреблении в России, доказывается названием «Смолитов ручей», недалеко от Смоленска. Отсюда, вероятно, было образовано исчезнувшее после «Смолитск». Дальнейший путь от Смоленска шел прямо, без отклонений, вниз по течению Днепра. При громадном, прямо-таки исключительном, значении этой реки для варяжских передвижений совершенно непонятен тот факт, что имя ее не получило прочного оформления в скандинавской литературе и встречается там сравнительно редко. Правда, очень старинная по своему составу Hervararsaga дает в одном месте название Danparstadir, истолкованное как «град Днепра» (Danaper)166. Но даже если это объяснение будет правильно — а это весьма сомнительно, — все-таки надо иметь в виду, что этот термин восходит не к варяжской традиции, а к более ранней готской и не встречается ни в каком другом памятнике скандинавской письменности, и поэтому слово Danparstadir не может служить свидетельством в пользу знакомства скандинавов с именем Днепра, Danaper.
В собственно исландской литературе имя Днепра появляется очень редко, может быть, всего 4 раза, причем в форме Nepr, прямо отвечающей народной (и былинной) форме: «Непр, Непра река». В древнешведских и рунических памятниках это имя совершенно не засвидетельствовано. На Днепре лежал ряд крупнейших торговых городов и пристаней того времени: Смоленск, Смядин, Любеч, Вышеград, Триполье, Витичев, Канев, Хортич остров, Олешки и Березань у истока Днепра. В более важных из этих городов варяжские князья имели своих посадников. Олег захватил по дороге в Киев Любеч и посадил там своего мужа. Константин Порфирородный рассказывает, что ладьи русов идут частью из Новгорода, частью из города Смоленска (Milwuaiax) и из Любеча (TelioaxZa), Чернигова (TZepviycoya на Десне) и Вышеграда (BouaeypaSe). Все они плывут вниз по Днепру и сходятся у города Киева. Очевидно, во всех этих местах были устроены торговые конторы и места для сбора податей. Но важнейшим пунктом на всем Днепровском пути был Киев, столица южнорусского государства. Включение его в систему великой торговой дороги «из варяг в греки» произошло, по рассказу летописи, в начале второй половины IX в. как одно из последствий походов Аскольда и Дира (862 г.), а затем Олега (882 г.).